Десятого
ноября в театре им.Моссовета прошел один
из уникальнейших по своей тематике спектакль Юрия Еремина по
историческим пьесам Алексея Толстого – «Царство отца и сына». К
сожалению, всю тематику исторической трилогии Толстого в один
прекрасный вечер уместить было невозможно, но сама "мысль
семейная" была воплощена режиссером великолепно.
В спектакле чувствуется
желание избежать штампов исторического жанра: строгая геометрия,
лаконично, но емко говорящие декорации (огромная шахматная доска
с фигурами в человеческий рост, видео на заднике сцены), добавим
сюда минималистки элегантные костюмы Виктории Севрюковой.
Но костюмы и декорации – не
все, чем блеснул данный спектакль. Хочется отметить гениальную
игру актеров! Глаза царя Ивана IV (Александр Яцко) действительно
горят каким-то кровавым безумием. Федор (Виктор Сухоруков),
безвозрастный и пугливый монарх поневоле, наивный и никчемный,
совсем не похожий на святого, бессильный, смотрящийся как
недоразумение, вызывает сильное и острое чувство, смесь досады и
жалости.
Несмотря на то, что цари
существуют во времени и пространстве, разделенном антрактом, они
находятся в постоянном противоречии, в контрасте, в конфликте.
Маниакальный оскал царя Иоанна противопоставлен чистой,
добродушной улыбке царя Федора. Развратная полигамия Грозного,
отправляющего очередную жену в монастырь, — преданной любви
Федора Иоанновича к своей единственной Ирине (Екатерина Гусева).
Образ царя с налитыми кровью глазами и окровавленными руками
контрастирует с умилительной картиной купания царя-батюшки
царицей-матушкой.
Все это
провоцируют зрителя задаться вопросом: так, какая же власть
нужна русскому народу? Черная или белая, власть кнута или
пряника, власть безумного тирана или доброго юродивого? Власть,
казнящая вместе с виновными невинных или власть, которая
не может защитить не только народ, но даже и себя? Или ни та, ни
другая, потому, что финал и у первой, и у второй одинаково
трагичен. Юрий Еремин не отвечает на все эти вопросы, он лишь
подводит к ним зрителя, заставляя задуматься о той золотой
середине, которая находится между черным и белым.
Что же
думают студенты нашей академии? Послушаем:
- « Что я могу сказать?
Потрясающе! Ждем новых билетов!»
- « Все действие держало
меня в какой-то неописуемой интриге, конец которой я обязательно
должна была узнать!»
- « В чем радость жизни,
если не в таких вот проявлениях искусства? Ждем продолжения!»